«Проклятие девятой симфонии» — суеверие, состоящее в том, что, начиная с Бетховена, всякий композитор, написавший Девятую симфонию, умирает вскоре после этого.
Впервые о Проклятии девятой симфонии заявил Арнольд Шёнберг, приписав изобретение этого предрассудка Густаву Малеру. Согласно Шёнбергу, Малер держал в уме два прецедента: самого Бетховена, умершего во время работы над Десятой симфонией, и Антона Брукнера, в конце жизни работавшего над Девятой.
Малер, по утверждению Шёнберга, увидел во всём этом мистическую закономерность и попытался обойти её, дав подзаголовок «симфония» своему произведению «Песнь о земле». После этого он завершил свою Девятую симфонию и умер во время работы над Десятой.
«Те, кто написал свою Девятую, подходят слишком близко к потустороннему», — заметил по этому поводу Шёнберг в речи памяти Малера.
В дальнейшем в число композиторов, на которых распространилось Проклятие девятой симфонии, стали включать Франца Шуберта, Антонина Дворжака, Ральфа Воана Уильямса, Малкольма Арнольда, Курта Аттерберга, Альфреда Шнитке и других.